Биржа как элемент рынка



1.1.   Биржа как элемент рынка

Экономические и политические условия в нашей стране в 1990-1991 гг. привели к весьма своеобразному биржевому процессу и последующему развитию бирж [5]. Биржевая торговля реальным товаром переживает сейчас рыночный коллапс. Вме­сте с развитием рынка биржи в своем становлении уже прошли ряд этапов: зарождение, быстрый рост, спад, биржевую актив­ность, реорганизацию бирж. И им еще предстоит нелегкая судь­ба варьирования в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены биржевые кадры, выработано государственное законодательство, идет развитие теории биржевого дела. Все это позволяет делать вывод, что соз­даны предпосылки для следующих качественно новых шагов в биржевой сфере.
В России биржа является организованным рынком, т. е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Для нее характерны регуляр­ность торговли в строго определенном месте, унификация ос­новных требований к качеству товара, условиям и срокам по­ставки, ведение торговли на основе встречных предложений по­купателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем. Товарные биржи организацион­но оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации, преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли.
Как рынок биржа связывает микро - и макро уровни хозяйст­ва, т. е. свободно хозяйствующих предпринимателей с производ­ством. Биржа сосредоточивает в себе важнейшие рыночные меха­низмы: конкуренцию, спрос, предложения, ценообразования. Посредством действия механизма ценообразования биржа непрерывно снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынках, о возникновении новых условий обмена, появлении новых видов товара и т.д.
Биржа является элементом рынка, где самостоятельно хозяй­ствующие субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реа­лизовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос (рисунок 1). На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс куп­ли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, диле­ров, трейдеров и т.д.). Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товара улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель по­лучит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпус­кать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предпри­ниматели предложат его по более низкой цене в целях привле­чения покупателей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном среднем уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бир­же неудача, т. е. его товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока не будет реализова­на данная товарная партия.
Вследствие несбалансированности спроса и предложения по­купатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снижают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль.




Начало Назад Вперед